«Жихарка» русская народная сказка в обработке И. Карнауховой
Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:
— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а это не простая — точеная, ручка золоченая, — это Жихаркина. Никому ее не отдам.
Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.
Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери. Все запирал, а один раз и забыл. Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит:
— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точеная, ручка золоченая, — Жихаркина. Никому ее не отдам.
Только хотел её на стол положить, а по лестнице — топ-топ-топ.
Лиса идет!
Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил — и поднимать некогда, — да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда — нет Жихарки.
«Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь».
Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точеная, ручка золоченая, — эту я себе возьму.
А Жихарка-то под печкой во весь голос:
— Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам!
— Вот ты где, Жихарка!
Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес.
Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.
— Садись, — говорит, — Жихарка.
А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдет.
— Не так сидишь, — говорит лиса.
Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдет.
— Да не так, — лиса говорит.
— А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.
— Экой ты недогадливый!
Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка ее толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.
А дома-то кот да петух плачут, рыдают:
— Вот ложка простая — котова, вот ложка простая — Петина, а нет ложки точеной, ручки золоченой, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!..
Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает.
Вдруг по лестнице — тук-тук-тук. Жихарка бежит, громким голосом кричит:
— А вот и я! А лиса в печке сжарилась!
Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.
Интегрированное занятие (для средней группы, 4-5 лет):
Открытое занятие по ознакомлению детей с художественной литературой с решением задач гендерного воспитания (гендерной социализации) и ознакомления детей с русской народной культурой.
Тема: Русская народная сказка “Жихарка”.
- Учить эмоционально воспринимать сказки, понимать их содержание.
- Учить представлять образы персонажей, понимать их характер
- Обогащение речи новыми эпитетами
- Подвести к пониманию жанровых особенностей сказки
- Находить особенности героя сказки характерные его полу, подчёркивать сильные стороны мужской гендерной роли.
- Закрепление и расширение знаний о русском крестьянском быте
Материалы к занятию:
- куклы-персонажи для театрализации сказки “Жихарка”;
- иллюстрации к сказке (перед занятием вывешиваются на доске)
- предметы русского крестьянского быта.
- Издание "Аппликация: Жихарка (+ детали)" Автор разработки - кандидат педагогических наук Ирина Лыкова. Издательство “Карапуз”, 2007.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам русскую народную сказку “Жихарка”.
Жихарка – это имя маленького мальчика. Да вот и он сам (воспитатель показывает куклу-мальчика)…
Когда в далёкие времена начинали детям рассказывать сказки, очень часто сказка начиналась присказкой. Вот и я начну рассказывать именно с такой присказки, а вы внимательно слушайте:
Ни в каком далёком царстве, тридевятом
государстве,
Дело было на Руси, стариков о том спроси…
Жили-были в избушке у опушки
Кот, Петух да маленький человечек – Жихарка.
(Воспитатель рассказывает сказку с элементами театрализации)
Беседа после прочтения сказки:
Воспитатель предлагает взглянуть на вывешенные на доске иллюстрации к сказке и ответить на вопрос: Понравилась сказка? Что же в ней было сказочного, что не бывает в обычной жизни? (Дети отвечают)
Воспитатель (резюмируя и подчёркивая важную мысль): Да, в сказках всё может случиться, потому что сказка – это история, которая не может произойти в жизни, в ней есть выдумка, фантазия, волшебство.
Воспитатель: А, Жихарка, вам понравился? Чем?
Можно ли о нём сказать “Мал, да удал”? а как ещё его можно похвалить?
Дети: Сообразительный, находчивый, смелый, ловкий, удалец, молодец и т.п.
Воспитатель: Ребята, а как жили Жихарка, кот и петух?
Дети: Дружно.
Воспитатель: Да, правильно. Кот и петух куда уходили?
Дети: На охоту.
Воспитатель: А Жикарка что делал? (Дети отвечают)
Воспитатель: Каким словом в сказке об этом говорится?
Жикарка домовничал.
Воспитатель: Как вы считаете, хозяйственность, домовитость – это мужские качества? (Ответы детей)
Воспитатель: Когда в доме есть мужчина-хозяин, т и в доме всё благополучно. Об этом говорится в русских пословицах:
Всякий дом хозяином славится.
Без хозяина дом плачет.
Для того чтобы наши мальчики могли вырасти и стать хорошими хозяевами в своих домах, надо приучаться к труду с детства. Мне бы хотелось, чтобы вы были такими же хозяйственными, серьёзными и ответственными в работе, в исполнении тех поручений, которые я даю вам в детском саду как Жихарка.
Какие ещё мужские качества вы заметили у Жихарки?
Дети: он не трусливый (смелый), не плакса и т.д.
Воспитатель: А почему Жихарка клал Петуху и Коту обычные ложки, а себе – ложку точённую, ручку золочённую? (Дети отвечают)
Воспитатель (резюмирует ответы детей, подчёркивает главную мысль): Потому что этим в сказке подчёркивается, что Жикарка в доме хозяин, за это ему любовь и почёт. Об этом и говорит русская пословица:
Порядок в доме есть - хозяину честь.
Воспитатель предлагает детям встать и подвигаться, сделать физкультминутку.
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
(Глубокий вздох и выдох)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два, три-четыре-пять,
Надо шею разминать.
(Вращение головой)
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки.
(Потягивание - руки вверх)
Руки в стороны потом,
Мы пошире разведём.
(Потягивание - руки в стороны)
Мы закончили разминку,
Отдохнули ножки, спинка.
Воспитатель: Давайте рассмотрим внимательно, что есть в дом у Жихарки, Кота и Петуха? (Дети называют)
Воспитатель: Где спрятался Жихарка от лисы?
Дети: Под печкой.
Воспитатель: В какой ещё сказке детей спасла печка?
Дети: Гуси-лебеди.
Воспитатель: Давайте вспомним, как Машенька обращалась к печке?
Дети: Печка-матушка, спрячь нас.
Воспитатель: Печь очень важна для крестьянского дома, она даёт тепло и еду.
Давайте посмотрим, из чего сделана посуда у Жихарки, Кота и Петуха?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: у всех ли были свои тарелки в крестьянской избе?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Как правило, ели из общего котелка (чугунка). По очереди, каждый своей ложкой, как и в нашей сказке.
Воспитатель показывает предметы и их назначение: У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом - ступа с пестом, ручные жернова (меленка) и кадка-квашня для закваски теста. Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом стряпуха цепляла пузатые глиняные или чугунные горшки (чугуны), и отправляла их в жар. В ступе она толкла зерно, очищая его от шелухи. Ручные жернова для перемалывания зерен в муку.
Закрепление: Воспитатель раздаёт каждому ребёнку иллюстрацию сказки (разные сюжетные моменты) и “наклейки” (смотрите материалы к занятию, 4).
Задание: Добавить к иллюстрациям аппликативные детали (“наклейки”) соответственно сюжету. У 2-3 детей воспитатель просит напомнить, какой момент сказки им достался, какой элемент пришлось доклеить на иллюстрацию и где и почему они решили этот элемент расположить. (Дети отвечают)
Воспитатель благодарит детей за работу.
Аудиосказка Жихарка устное произведение народного творчества. Сказку можно слушать онлайн или скачать. Аудиокнига «Жихарка» представлена в mp3 формате.
Аудиосказка Жихарка, содержание:
Жихарка – о петухе, коте да человечке маленьком. Жили они в избушке дружно. Петух да кот на охоту отправлялись, а Жихарка за хозяина оставался.
Прознала об этом Лиса, вздумалось ей попробовать жихаркиного мяса на вкус. Однажды петух с котом ушли, а хозяин обед начал варить, только дверь закрыть позабыл.
Приготовил он обед, накрыл, ложки начал раскладывать и услышал шаги лисьи. Жутко он перепугался, спрятался в подпечье. Лиса в избушку зашла – не может Жихарку найти!
Рыжая гостья-то хитрая! Начала ложки на столе перебирать. «Вот, - говорит, точеную-золоченую ложечку я себе возьму!». А это хозяйская ложка была, он и закричал из-под печки: «Не бери!». Хищница лапу просунула, достала Жихарку и потащила домой к себе – поджарить хочет, да съесть без остатка.
Посадила она его на лопату, хочет в печь поставить. А тот растопырил руки-ноги и не пролезает. «Я, - говорит, - не знаю, как нужно!». Лиса прыгнула на лопату, свернулась клубочком, а Жихарка и затолкнул ее в печку.
Кот с петухом рыдают, потеряли товарища своего, а он тут как тут - рассказал им все свои приключения. Они как давай его обнимать-целовать!
Так поживают они в этой онлайн аудиосказке дружно да счастливо!
Далеко-далеко, в лесу дремучем стояла избушка малая. А в избушке той жили Кот, Воробей да человечек маленький - удалец-молодец Жихарка.
Кот с Воробьём на охоту ходили, а Жихарка оставался домовничать: избу подметал, обед готовил, стол накрывал, Воробья с Котом поджидал.
Прослышала Лиса, что Жихарка в доме один остаётся. Давно хотелось ей Жихаркиного мясца отведать. Стала следить она за избушкой.
Кот и Воробей, когда на охоту уходили, всегда Жихарке наказывали двери запирать. Жихарка, двери всегда запирал, а один раз забыл...
Справил Жихарка все дела, вдруг слышит - по лестнице топ-топ-топ - Лиса идёт! Испугался он, под печку залез и в уголок забился.
Подбежала Лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула - да домой.
А как принесла Жихарку в свою избу, скорее бросилась печь топить: побыстрее хочет Жихарку зажарить. Как истопилась печка, взяла Лиса лопату и говорит Жихарке:
Садись на лопату!
А Жихарка хоть и маленький, да удаленький: на лопату сел, ручки-ножки растопырил - в печку-то и нейдёт.
Не так сидишь, -говорит Лиса.
А я по-другому не умею, - отвечает Жихарка. - Ты мне, тётенька, покажи, как надо!
Прыгнула Лиса на лопату, клубочком свернулась, лапки подобрала, хвостиком укрылась.
А Жихарке только того и надо было!
Он её в печь скорее да заслонкой-то и закрыл! А сам со всех ног домой побежал.
А дома Кот с Воробьём горюют. Только вдруг по лесенке, по частым ступенькам - тук-тук-тук, - Жихарка бежит, громким голосом кричит:
Вот он я!
Обрадовались Кот и Воробей! С лавки соскочили - ну Жихарку обнимать. За ручки его схватили, по избушке закружили. Уж сколько радости тут было!
Жили-были в избушке кот, петух да маленький мальчишечка - Жихарка.
Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал: обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал.
Раскладывает да приговаривает:
Эта простая ложка - котова, эта простая ложка - Петина, а это не простая - точёная, ручка золочёная, - это Жихаркина. Никому её не отдам.
Вот прослышала лиса, что в избушке
Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца
попробовать.
Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери, все запирал, а один раз и забыл.
Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит:
Эта
простая ложка - котова, эта простая ложка - Петина, а эта не простая
- точёная, ручка золочёная, - это Жихаркина. Никому её не
отдам.
Только хотел её на стол положить, а по лестнице - топ-топ-топ.
Матушки! Лиса идёт!
Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил - и поднимать некогда, - да под печку и залез.
А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда - нет Жихарки.
"Постой же, - думает лиса, - ты мне сам скажешь, где сидишь".
Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
Эта ложка простая - Петина, эта ложка простая -
котова, а эта ложка не простая - точёная, ручка золочёная, - эту я
себе возьму.
Ай, ай, ай, не бери, тётенька, я не дам!
Вот ты где, Жихарка!
Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье
запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула - да в
лес.
Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.
Садись, - говорит, - Жихарка.
А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил - в печку-то и нейдёт.
Не так сидишь, - говорит лиса. Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил - в печку-то и нейдёт.
Да не так, - лиса говорит.
А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.
Экой ты
недогадливый!
Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась.
А Жихарка её толк в печку да заслонкой
прикрыл, а сам скорей вон из избы да
домой.
А дома-то кот да петух плачут, рыдают:
Вот ложка простая - котова, вот ложка простая - Петина, а нет ложки точёной, ручки золочёной, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!..
Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает.
Вдруг по лесенке - тук-тук-тук. Жихарка бежит, громким голосом кричит:
А вот и я! А лиса в печке сжарилась!
Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.